

You can hold yourself back from the sufferings of the world, that is something you are free to do and it accords with your nature, but perhaps this very holding back is the one suffering you could avoid. Franz Kafka |
Фриц Перлз (Фредерик Соломон Перлз) родился он 8 июля 1893 года в Германии, в еврейской семье. Его родители жили в Берлине, когда на свет появился маленький Фриц. Отец работал коммивояжёром, а торговал он палестинскими винами. Семья была не слишком счастливой, ссоры родителей часто перерастали в драки, да и детям доставалось, если матери или отцу казалось, что они того заслуживали. А казалось довольно часто. Но подобное отношение к себе Фриц не терпел покорно, как бывает в таких случаях, а давал отпор, который постепенно перерастал в откровенную вражду. Что поделать, не терпел будущий учёный лицемерия и унижение, которыми было насыщенно его детство. О тех годах он сам писал коротко, но чётко: «Мама амбициозна, любит искусство и ненавидит отца. Отец ненавидит мать, любит женщин, а также изображает из себя мастера масонов. На людях оба дружелюбны.»
Перлз своим опытом ещё раз подчеркнул, что будущие учёные очень часто весьма посредственно учатся в школе. От него ожидали, что он пойдёт по стопам дяди Германа Стауба – крупного юриста в Германии, но Перлз не оправдал надежды родных. С горем пополам закончив школу, Фредерик поступил на медицинское отделение. Так он получил высшее образование в Берлинском университете. Именно наличие этого диплома закинуло Перлза на Первую мировую войну в качестве военного врача. Вернувшись к мирной жизни, Фредерик продолжил обучение в своём университете, где и получил степень доктора медицины.
В дальнейшем мы находим его во Франкфуртском неврологическом институте, где он работал с Куртом Гольдштейном. Именно его влиянию приписывают основы будущей гештальт-терапии, когда человека Перлз будет рассматривать как единое целое, на которое влияют и культурные, и физиологические факторы одновременно. Тогда же начинают формироваться его философские взгляды, которые в дальнейшем окажут влияние на его теорию.
В конце 1920-х годов Фредерик начал интересоваться психоанализом. Первым его учителем в этой области стал Вильгельм Райх, но впоследствии Перлз отметился и у Хелен Дойч, и Карен Хорни, и Отто Фенихель. В 1930 году он женится. В своей автобиографии он пишет очень коротко об этом событии: «Женитьба. Затем двое детей, четверо внуков. Не самый образцовый муж. Жена увлечена экспрессивным движением – Гиндлер». Первой в семье родилась дочь Рената, сын Стив родится уже в эмиграции.
Как и многие учёные еврейского происхождения, ему пришлось покинуть Германию с приходом к власти нацистов. Поэтому уже в 1933 году мы видим его в Голландии, а ещё год спустя он отправляется в Йоханнесбург, где основал Южноафриканский институт психоанализа.
В 1936 году Фредерику пришлось пережить огромное разочарование. Преодолев тысячи километров, он прилетел в Европу, чтобы принять участие в международном психоаналитическом конгрессе, а также познакомиться с Фрейдом. Те несколько минут, что отец психоанализа подарил своему гостю, то безразличие, с каким он встретил Перлза, наверное, и спровоцировали окончательный разрыв учёного с этим направлением науки.
Возвращение в Южную Африку было для Фрица тяжёлым в плане внутренних переживаний, ему казалось, что он потерял свою профессиональную принадлежность. Но именно в этой стране увидит свет его первая книга «Эго, голод и агрессия», в 1942 году. Часть глав этой книги написаны женой Лорой. Надо сказать, что она имела довольно большое влияние на мужа, правда их отношения сам Перлз позднее характеризовал так: «жили, в сущности, параллельно друг другу, с относительно немногочисленными взлётами ощущений сильной вражды и любви…»
В 1946 году Фредерик навсегда уезжает в США, где и открывает частную практику в Нью-Йорке. Именно здесь он начинает экспериментировать с приёмами из различных направлений психотерапии, что в конечном итоге займёт своё законное место в его теории, в которой он использовал знания не только психоанализа, но и сочетал их с восточной философией, теорией поля и многими другими знаниями.
О ней он впервые рассказал в книге «Гештальт-терапия», выпущенной в 1951 году в соавторстве с Ральфом Хефферлином и Полом Гудмэном. Соратники вначале, к концу жизни Фрица Перлза, они поссорились и достаточно сильно. Гудмэн называл Перлза «предателем Гештальта». Но это будет потом, а пока в свет вышла книга, выпуск которой оказался несколько преждевременным. Однако начало большого пути было положено.
После этого события жилище Перлза стало Нью-Йоркским институтом гешталь-терапии, где проводились групповые занятия. А уже к концу 1950-х годов его последователи и он сам организовали группы гешталь-терапии по всей стране. Подобные разъезды внесли определённый разлад в его семью, потому что дома он бывал редко, путешествуя по стране в одиночку. В 1956 году у него начались проблемы с сердцем, а разлад в семье всё более ощутимым. Он в одиночестве перебирается в Майами.
Здесь он встретил Марти Фром, которая была моложе его на целых 30 лет. Их отношения начались с индивидуальной терапии, а продолжились на гораздо более интимном уровне. Два года они прожили вместе, но когда Перлз предложил Марти выйти за него замуж, она ушла от него к другому мужчине.
Перзл вновь начинает путешествовать, вначале по Америке, затем в Японии. И уже в 1964 году учёный жил и работал в Институте Иссалена, в Калифорнии. В 1968 движение американских студентов в отстаивании различных свобод способствовало наступлению звёздного часа Перлза. Много желающих участвовать в семинарах, приезд крупных специалистов… Учёный с удовольствием рассказывал слушателям о том, что в гештальт-терапии всё рассматривается через призму настоящего, что работа с пациентами идёт от принципа «здесь и сейчас». Он рассказывал про гештальты, которые люди выделяют среди окружающего фона, о том, что эти фигуры появляются, а затем вновь погружаются в фон, о том, как формируются неврозы и как с ними бороться, заставив собственные гештальты появляться, исчезать, контактировать с окружающей действительностью. Не забывал он и о том, что человеческая психика способна к саморегуляции, если, конечно, ей не помешать в этом. Популярность нового направления приобретала всё больший успех.
Но, бросив всё, в 1969 году организовал гештальт-общину на острове Ванкувер, на западе Канады. Видимо, местный воздух подействовал на него благотворно, а может то, что круглые сутки здесь жили в гештальте, но из-под его пера в этом же году вышли и «Гештальт-терапия в дословном изложении», и «Внутри и вне помойного ведра». Интересно, что, начиная с индивидуальных сеансов гештальт-терапии, Перлз постепенно остановился на групповом проявлении своей теории. Подобная работа казалась ему более эффективной.
В 1970 году Фриц Перлз отправился в путешествие по Европе. Но на обратном пути прямо в аэропорту в Чикаго у 77-летнего учёного случается сердечный приступ, и он оказывается в клинике. Усилия врачей подарили ему только четыре дня жизни. 14 марта 1970 года Перлз ушёл из жизни.
Discussion
Please log in / register, to leave a comment