
Интервью
Интервью с моим дедушкой. Иосиф Семенович Рудь.
Расскажи, пожалуйста, о своей семье.
Родился я на Украине, г. Умань 5 марта1940 года. Семья моя состояла из: Мама Марнер (девичья фамилия) Фаня (Фейга) Иосифовна (1902), папа Рудь Семен Абрамович (1900) родились они также в г. Умань. 2 брата старше меня, Абрам на 16 лет и Юрий на 14 лет.
Папа работал заготовителем, мама была домохозяйкой и воспитывала 3-их детей.
В первые дни войны отец был призван на войну и в ноябре 1943 году пропал безвести на Харьковском направлении под станции Лозовая и больше никаких сведений не было.
На войне он работал санитаром, таскал раненных с поля боя.
Когда началась война. Старшего брата Абрашу призвали и направили учиться артиллерийское училище в г. Омск, его закончили, был направлен на фронт, и всю войну воевал артиллеристом.
Там он познакомился со своей будущей женой Евгении Харнаш, она из Ярославля. С войны вернулся офицером, у них родилась дочь Серафима (Сима). Военным орн служил в разных местах: Кавказ, Камчатка. После завершения службы он стал жить на Кавказе, г. Грозный. Когда в г. Грозном стали началась первая чеченская война, примерно в 88 году, он со своей семьей уехал в Израиль, там он умер, и его жена. У Серафимы есть дочь Нина, в Израиле она вышла замуж (выходец из Хартьова, еврей), они родили двух детей, в настоящее время она со своим мужем и детьми проживает в Канаде (мужу предложили там работать)..
2-ой брат Юра был также призван с молодежью и направлен на работу на Урал, работал на ремонтном заводе в г. Курган, в 15 лет работал на оборонном заводе. После войны жил в Умани, потом уехал в Киев, там женился, у них двое сыновей: Борис и Сеня. Во время Чернобыльских событий он с женой и с внуком приехали в Новосибирск и жили у нас на даче все лето, затем вернулись в Киев, после, все уехали в Америку (сейчас проживают в Нью-Йорке, все живут отдельно, работают.), у Бориса и Сеня в то время уже была семьи.
У Юры была цель найти многочисленных родственников, которые уехали в Америку до войны, но по сей день, они не нашли их.
Мама вместе со мной бежала с последним военным эшелоном на Урал. В пути он рассказывала, бомбили немецкие самолеты, все выскакивали из вагонов, и однажды, она прятала меня в штабеле угля, спрятала во время бомбежке, в надежде, если ее убьют, то кто то услышит плач и спасет. Прибыли на Урал, г. Курган, там остановились. В Кургане и Шадринске, в основном в г. Кургане. Мама работала на птицекомбинате, и там пробыли до конца войны, потом вернулись в Умань, где я закончил школу 10 классов, После поехал в Полтаву, где закончил техникум мясной промышленности на механическое отделение, там я познакомился со своей будущей женой – Лычман Тамара Николаевна. Закончил обучение в техникуме и был направлен на работу в г. Новосибирск, где и живу по настоящее время с семьей. По направлению я был принят на Новосибирский мясокомбинат мастером в механический цех. Я женился в 60 году в Новосибирске. В ноябре 61 года призвали в ряды советской армию, прослужил три года радистом в г. Львове Прикарпатский военный округ. Присвоили звание старший сержант. Уже в Новосибирске несколько раз проходил военную переподготовку получил звание старший лейтенант. После армии по приезду в Новосибирск был принят на работу в Научно Исследовательский институт мясной промышленности инженером, а затем заведующим отделом. Окончил институт народного хозяйства. После я работал в монтажной организации прорабом. В годы перестройки было большое сокращение, и я стал заниматься индивидуальным предпринимательством, торговлей.
У меня сын и дочь, четверо внуков, одна правнучка. Вместе с женой я посещал историческую родину Израиль в 1999, заезжали к родственникам.
Что ты знаешь о семье папы. – Семен Абрамович Рудь
У папы были одна сестра и три брата, они эмигрировали до войны, после революции.
Когда были еврейские погромы на Украине одного брата убили, все остальные эмигрировали в Америку, остался только мой папа. Связь не поддерживали, потому что это было опасно – поддерживать связь с теми, кто живет за границей.
Связь поддерживал только двоюродный брат папы (жил в г. Харьков), его имени я не помню, к нему приходили посылки, для меня в том числе а он в свою очередь пересылал нам от своего имени, что посылали нам, курточка, рубашки, костюм.
Мама хотела переписываться с родственниками, но не могла, по причине – чтобы не мешать карьере сына, моего брата Абрама, он бы офицером, только из-за этого, чтобы не стал врагом народа.
У двоюродного дяди была жена, но не было детей, они даже хотели усыновить меня.
Мы не знаем где они осели.
Что ты знаешь о семье своей мамы – Фейга (Фаня) Марнер Иосифовна
Также в г. Умань жила родная сестра мамы – Татьяна Иосифовна Марнер(работала в школе глухонемых, секретарем или машинисткой) она была замужем за Офсеем Орбитайло, у них было двое детей: Анна и Иосиф, его звали Юзик, чтобы не путать. Меня и моего двоюродного брата назвали в честь дедушки – Иосиф.
Мужа тети Тани тоже был призван на войну, там погиб, его сожгли на костре, потому что он был евреем, так рассказывали выжившие.
Дочери Анне (мы звали ее Ануся) нравилась работы мамы, ей нравилось общаться с глухонемыми. Она закончила обучение в институте Герцена в г. Ленинград, получила диплом по работе с глухонемых, после была направлена в Новосибирск, работала в школе глухонемых не долго, уехала в Ростов на Дону, где вышла замуж за Гущина, а после всей семьей эмигрировали в Германию.
Сын Юзик женился на Людмиле (Мила) Иосифовна Мучник, по специальности – медсестра. Отец Милы двоюродный брат моей мамы и тети Тани, а нам с Юзиком Мила приходится троюродной сестрой. Отец Милы – Мучник Иосиф Маркович (мне кажется по женской линии), он был директором продовольственного магазина, его жена – Хана – Овше Меделеевна Мандаль, проживали они в г. Москва. Изначально наши родители предполагали, что я женюсь на Миле, но сложилось по-другому, в Полтаве я познакомился со своей будущей женой – Лычман Тамара Николаевна, и мой двоюродный брат Юзик женился на Миле. Его сын Игорь и жена Мила тоже эмигрировали в Германию, Юзик скорей всего тоже, все в разное время.
Тетя Таня похоронена в Умани, мама и себе готовила место, но, моя мама чувствовала приближение смерти, и решила умирать у сына Юрия в Киеве, но не паладила с женой сына – Соней. Уехала к другому сыну в Грозный, она звонила мне, сынок, мы больше с тобой не увидимся, я скоро умру, плакала, я скоро умру, я еду умирать.. ее встретила внучка Сима, приехали домой, мама только переступила за порог квартиры и споткнулась, упала (как выяснилось потом у нее оторвался тромб), попили чай, пообщались, поезд приехал в ночь, мама устала и пошла спать. Сын Абрам был в другой комнате не спал, через стенку услышал как будто мама всхрапнула, подумал мама уснула, устала с дороги.. решил посмотреть как она, а она уже была мертва.. и утром соседи как что, знали что они ее ожидают, а она умерла..
В Грозном ее похоронили, на памятники сделали фотографию папы и мамы.
Бабушку я почти не помню, она умерла сразу после эвакуации, ее имени к сожалению тоже, про дедушку ничего не знаю. Тех евреев которые не уехали из Умани – убили..

תגובות
Please log in / register, to leave a comment