היהודים המדהימים

ספטמבר 1, 2010

כתב העת (выпуск №3)

Мы и гоим

- Ну конечно, только вы богоизбранный народ, а остальные недочеловеки, гои!

- Ну что ты, братишка, они не лучшие, они единственные, а остальные должны им прислуживать.

- Но один прокол у них вышел — Христа распяли!

- Сами породили, сами и распяли, это наши сугубо еврейские разборки! Гоям не понять!

из кинофильма «Ширли Мырли»


Вы уже догадались: в этой рубрике мы будем говорить о непростых (иногда – очень даже простых и вполне мирных) взаимоотношениях евреев и неевреев.

Максимилиан Кольбе. Неисповедимость промысла

"...но не сможет человек постигнуть дела,
которые творятся под солнцем,
сколько бы ни старался искать человек –
не найдет".
Коэлет 8:17 (*)

Извиняюсь за трюизм, но жизнь порой путано-неоднозначна, порой - предельно проста, а порой - как в символе "великого предела" - в черном есть белая точка и/или наоборот.

Антисемитизм - один самых узнаваемых ликов зла. Причем зла абсолютного. В цивилизованных странах достигнут консенсус, что антисемиты - плохие люди. При этом говоря об антисемитизме Достоевского или Вагнера, мало кто пытается оспорить величие первого как писателя, а второго - как композитора: мы смирились с многомерностью мира, когда гениальность может не мешать человеку придерживаться взглядов, которые не делают ему чести.

Куда сложнее прийти к однозначным выводам, когда добро и зло находятся в одной и той же моральной плоскости. Например, когда антисемит спасает евреев. Спасает сотнями, рискуя не только своей жизнью, но и жизнями помощников и близких.

Таким непонятным, противоречивым человеком был канонизированный в 1982 году Максимилиан Кольбе.

Рожденный в бедной немецко-польской семье в Российской империи, Раймонд Кольбе рано почувствовал тягу к религиозному служению и в 13 лет вступил в орден францисканцев. Принял постриг и имя Максимилиан, учился в колледжах в Кракове и Риме, защитил диссертации, сначала получив степень доктора философии, потом - доктора теологии. Был рукоположен в священники, основал монастырь Непорочной девы в Польше (на польском "Niepokalanów" -"Непокалянов"), а также монастырь около Нагасаки, в 1945 прикрытый горой от ядерного взрыва.

Максимилиан Кольбе

Поскольку Кольбе считал средства массовой информации важнейшим средством борьбы за умы, то он начал издавать газету, чей тираж к 1927 году достиг 70 000 экземпляров, а к 1935 году в будни был 137 000, воскресный - 225 000, а максимальный месячный тираж изданий его организации ("Рыцарей Непорочной Девы") достигал 750 000 экземпляров. И вот тут-то мы обнаруживаем не только объяснение святого покровительства журналистике (1), но и источник обвинений в антисемитизме.

Активный полемист и публицист, Кольбе оставил после себя 1 006 писем и 396 статей и выступлений; из этого моря бумаг только в 31 документе он писал о евреях или иудаизме (2).

В газете, издаваемой под контролем Кольбе, появлялись антисемитские материалы, сам Кольбе в упомянутых документах писал о своей уверенности в подлинности "Протоколов сионских мудрецов" в 1924 и 1926 гг. (7), тогда как эту фальшивку разоблачили уже в 1921 (8). Он говорил про "еврейско-масонский заговор", основателей сионизма называл "жестокая малоизвестная еврейская клика" и "кучка евреев, обольщенная сатаной" (2, 6).

Нельзя не отметить, что польские источники, говоря об антисемитизме Кольбе - вернее, оспаривая оный, - приводят только те цитаты, которые нашли американские исследователи (7, 10).

С поправкой на время - умеренная, но все же заметная степень нелюбви к представителям чужой религии. Зато с начала войны до февраля 1941 года, когда Кольбе был арестован гестапо (т.е. за неполных полтора года), он помог с укрытием примерно трем тысячам людей, из которых около 1500 были евреи (оценки доходят до двух третей от общего количества, разумеется, данные историков отнюдь не точные). После ареста, в мае 1941, он был отправлен в Освенцим, где и принял мученическую смерть.

Стоит остановиться на том, что произошло в Освенциме. В конце июля 1941 г. из барака, где содержался Кольбе, пропал человек, как и еще двое из других бараков (9). Охрана подозревала побег, тогда как один точно утонул в выгребной яме (что он там делал - прятался, покончил собой или был убит другими, - никто не выяснял). Заместитель коменданта лагеря решил наказать заключенных, чтобы неповадно было. И десятерых приговорили к голодной смерти в блоке 13. Один из отобранных - Франтишек Гаёвничек - закатил истерику, плача об оставленных жене и детях. Кольбе вызвался заменить бывшего сержанта. Эсесовец разрешил обменять жизнь на жизнь.

К 14 августа, т.е. через две или чуть больше недели, в живых оставались то ли четверо, включая Кольбе, то ли только Кольбе. В любом случае ему сделали смертельную инъекцию фенола.

Кстати, своих сыновей спасенный Кольбе от голодной смерти Франтишек Гаёвничек так и не увидел - они погибли во время бомбежек Польши Советской армией в 1945 (3).

То, что Кольбе сам был политическим заключенным и облегчал жизнь другим политзаключенным, и дало основание впоследствии назвать его святым покровителем политических заключенных (4).

Нацисты убивали (в том числе в концлагерях) священников не просто за моральное сопротивление, но и за помощь борцам с оккупантами, включая предоставление убежища "врагам Рейха". Всего было уничтожено примерно 5000 священников, из них примерно 3000 польских. Из последних только 60 пострадали за укрывательство евреев (5).

Вдумайтесь: 60 из 3000, т.е. 1 из 50... 2%... Остальные не посчитали нужным помогать иноверцам: то ли человеколюбие у них такое, выборочное было, то ли за людей иноверцев не считали.

Подчеркну: Кольбе спасал не только евреев, он спасал всех, кого преследовали нацисты (явное олицетворение дьявольской силы). Потому помогал примерно в равных количествах католикам и евреям.

Нет оснований утверждать, что Кольбе пытался во время войны искупить вину за антисемитские публикации в своем издании, что он понял, что антисемитская кампания в польской прессе в предвоенный период привела к тому, что поляки весьма неохотно помогали евреям во время войны. Более того, у нас нет никаких фактов в пользу того, что Кольбе отрекся от своих довоенных воззрений на евреев. И, тем не менее, многие евреи обязаны ему своими жизнями.

Оглядываясь назад, мы порой совершаем ошибки, выплескиваем накопившиеся эмоции, это естественно. Наверняка, некоторые из тех, кто в 1982 году - в преддверии бенефикации, т.е. признания святым, - говорили об антисемитизме Максимилиана Кольбе имели для того эмоциональные оправдания. Не нам их судить.

Сегодня понятно, что Кольбе не был антисемитом: да, готов был поверить в некоторые антисемитские байки, но не было у него ненависти к еврейскому народу, потому спасал, зная, что рискует жизнью.

Казус Кольбе в том, что потакая одно время малому злу, он сумел поставить свою жизнь на кон в противостоянии злу неизмеримо большему.

Верующие в этой истории увидят Божий промысел. И, наверное, будут абсолютно правы.


Источники:

  1. http://saints.sqpn.com/patrons-of-journalists/
  2. http://www.secondexodus.com/html/patronsaints/stmaximiliankolbe.htm
  3. http://www.nytimes.com/1995/03/15/obituaries/franciszek-gajowniczek-dead-priest-died-for-him-at-auschwitz.html
  4. http://www.scborromeo.org/saints/maxkolbe.htm
  5. http://www.nybooks.com/articles/archives/1997/sep/25/memories-of-hell-an-exchange/
  6. http://www.nybooks.com/articles/archives/1983/apr/14/kolbe-anti-semitism-2/
  7. http://www.opoka.org.pl/biblioteka/I/IH/m_kolbe_i_zlo.html
  8. http://en.wikipedia.org/wiki/The_Protocols_of_the_Elders_of_Zion
  9. http://www.ewtn.com/library/MARY/kolbe2.htm
  10. http://pl.wikipedia.org/wiki/Maksymilian_Maria_Kolbe#Sp.C3.B3r_o_.C5.BByd.C3.B3w


В статье использованы изображения со следующих сайтов:



Все права защищены. Использование материалов разрешается при условии, что будет поставлена активная ссылка на сайт JewAge.

תגובות

Please log in / register, to leave a comment

ברוכים הבאים ל JewAge!
חפש מידע אודות מקורות משפחתך