How can one take delight in the world unless one flees to it for refuge?

Franz Kafka

МОСКВА, 3 мая 2010 (АЕН) - "Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен" - эта надпись высечена на памятнике Неизвестному Солдату. К сожалению, подобная ситуация в отношении героев Великой Отечественной войны все еще остается достаточно массовой.

Противотанковые "ежи" стали одним из самых известных образов той войны. Под Москвой установлен памятник этим "ежам". Однако практически никто не знает имя создателя этой простейшей, но очень эффективной конструкции – генерала-еврея Михаила Гориккера.

Этот пробел решили заполнить телекомпания "АБТВ" и ее руководитель Яков Каллер. 4 мая в 9.05 на телеканале "Россия" выйдет снятый "АБТВ" фильм "Еж против свастики", посвященный генералу Гориккеру, чье с виду такое простое изобретение стало эффективным препятствием на пути рвавшихся к Москве немецких танков.

В интервью корреспонденту Агентства еврейских новостей Я. Каллер рассказал о том как и почему был создан этот фильм.

- Это уже второй ваш фильм, посвященный малоизвестным эпизодам Отечественной войны. Скажите, вы изначально планировали снимать подобный цикл?

- Во-первых, это уже не второй, а четвертый подобный фильм – в фильме, который был посвящен Утесову, мы рассказали о том, как он ездил на фронт, выступая с концертами.

А в фильме "Водородный лейтенант" рассказали о Борисе Шелище, который в блокадном Ленинграде реализовал свой водородный проект – перевел с бензина на водород 200 грузовиков.

Никакого замысла у меня изначально не было, просто я всегда стараюсь делать фильмы на редкие и неизбитые темы.

- Как возникло намерение сделать этот фильм?

- Я решил сделать это по двум причинам. Во-первых, хотелось восстановить справедливость. Хотя в Химках существует памятник противотанковым ежам, но там нет фамилии Гориккера. Фамилия архитектора памятника есть, а фамилии изобретателя нет.

Кого ни спрашивал – никто не знает. Естественно, хотелось исправить эту несправедливость. Кроме того, я уже много лет знаком с сыном Михаила Гориккера – Владимиром Гориккером.

Он увидел по телевидению наш фильм "Список Киселева", позвонил мне и рассказал об истории с его отцом. Так появилось намерение делать этот фильм.

Благодаря Сергею Шумакову мы смогли договориться с телеканалом "Россия-1", который и заказал нам этот фильм.

- За время съемок вы, вероятно, смогли глубже познакомиться со своим героем. Как бы вы могли охарактеризовать его?

- Это уникальный человек, принявший участие в трех войнах – Первой мировой, Гражданской и Второй мировой.

В первую мировую он получил два Георгиевских креста, что солдату, а тем более солдату-еврею, было очень трудно добиться.

Что же касается его изобретения, то оно действительно остановило немецкие танки. Напоровшись на "ежа" танк ломал коробку передач и, лишившись подвижности, становился легкой мишенью для советской артиллерии.

- Сталкивались ли вы с какими то трудностями при подготовке фильма?

- Основной трудностью было то, что прошло уже очень много лет и практически не осталось людей, которые были знакомы с генералом Гориккером и участвовали в создании "ежей".

Пришлось перелопатить огромное количество архивных документов. В конце концов мы даже нашли человека, который в годы войны изготовлял "ежи".

- Какой эффект вы ожидаете от показа фильма "Еж против свастики"?

- Прежде всего я надеюсь, что наш фильм поможет узнать о неизвестном герое – генерале Гориккере – миллионам человек.

Кроме того, я надеюсь, что подвиг Михаила Гориккера будет увековечен хотя бы в виде мемориальной доски на доме в Москве, где он жил и на памятнике в Химках.

- Какова дальнейшая судьба вашего фильма?

- Честно говоря это больше вопрос не ко мне а к каналу "Россия-1", который владеет правами на фильм.

Пока что известно, что "Еж против свастики" поедет на фестиваль "Победили вместе", который будет проходить в Севастополе. 13 мая фильм можно будет увидеть в МЕОЦ с участием сына генерала Гориккера и членов съемочной группы.

Сын Михаила Гориккера, режиссер Владимир Гориккер, рассказал корреспонденту АЕН о том, как ему запомнилось изобретение отца и какие препятствия встретились на пути увековечения памяти создателя противотанковых "ежей".

- Что вам было известно об изобретении вашего отца?

- Когда мне было 15 лет я, живя в Киеве, несколько раз наблюдал за тем, как отец, приходя с работы, не ложился спать, а колдовал с какими-то чертежами.

В это время уже началась война и отец был назначен начальником киевского гарнизона и ответственным за оборону Киева. Конечно, я тогда не знал, над чем он работает.

Но вскоре после 3 июля 1941 г., когда его изобретение было официально принято государственной комиссией, он рассказал мне о"ежах", через несколько дней я увидел их "вживую" в Киеве, а потом, уже осенью, и в гораздо большем количестве под Москвой.

После войны я часто видел "ежи" (обычно бутафорские, но иногда и настоящие) которые ставились 9 мая на площадях как символ победы.

Второй раз я познакомился с процессом изобретения "ежей" в 2000 г. В тот год в Музее кино готовилась выставка, посвященная моему юбилею, и директор музея Наум Клейман попросил меня немного помочь с материалами.

В поисках необходимых документов мы с сыном решили покопаться на антресолях, откуда ничего не доставали лет, наверное, сорок.

Среди прочего мы вынули несколько коробок, и в первой же из них оказалась папка с надписью "звездочки Гориккера", в которой отец хранил вторые экземпляры всех документов, имевших отношение к созданию и принятию на вооружение "ежей".

В дальнейшем я передал эти документы в Центральный музей Вооруженных Сил.

- Предпринимались какие-то попытки увековечить память Михаила Гориккера как изобретателя?

- Сам отец был человеком скромным, и не считал создание "ежей" главным делом своей жизни. На все предложения об увековечивании он неизменно отвечал: "Я рад, что это принесло свою пользу и этого достаточно".

В 1955 г. он скончался и разговоры на эту тему больше не велись.

Через несколько месяцев после того, как я нашел документы о создании "ежей" и передал их в Центральный музей Вооруженных Сил, меня пригласили к начальнику Главного управления воспитательной работы Минобороны.

Он поблагодарил меня, и сообщил, что в музеях будут организованы экспозиции, посвященные отцу, а военными телевизионщиками будет снят короткий фильм.

И действительно через некоторое время вышел фильм, а в музее Великой Отечественной войны и Музее обороны Москвы появились специальные экспозиции, посвященные "ежам" и их создателю.

После этого было несколько публикаций в газетах, в том числе очень толковая в нашей районной газете "На Пресне". Районные власти решили установить на дом, где отец прожил последние 10 лет, и где сейчас живу я, мемориальную доску.

Префектура это решение утвердила, но затем оно попало в Комитет по культуре Москвы. Не знаю чем оно не понравилось тамошним чиновникам, но мне пришла отписка, смысл которой был в том, что никакого изобретения Михаил Гориккер не делал, поскольку "ежи" изобретены давно – то ли Александром Македонским, использовавшим их в Галлии (хотя в Галлии он, как известно, не воевал), то ли японцами во время русско-японской войны, хотя тогда до появления танков оставалось еще 10 лет.

В ответ я обратился в министерство обороны и администрацию президента с просьбой уточнить имеющиеся факты и привлечь к этому военных специалистов-инженеров и историков.

Мне пришлось бороться за восстановление доброго имени отца. В итоге я получил официальный ответ из Академии Генштаба, где говорилось буквально следующее:

"Ваш отец является гордостью нашей страны. Его изобретение стоит в одном ряду с изобретениями Дегтярева, Ильюшина, Яковлева". Изменился и тон новой бумаги из Комитета по культуре, буквально страницами копировавшего справку Генштаба. Однако общий вывод был прежним: отказать.

Причем со смехотворными аргументами, которые, к слову сказать, полностью противоречили предыдущим: отец будто бы уже получил достаточно регалий (хотя за изобретение он был "удостоен" только фотоаппарата), а на Ленинградском шоссе уже установлен памятник ему.

Имеются в виду знаменитые "ежи" в Химках", которые являются отнюдь не памятником Михаилу Гориккеру, но обозначением рубежа, где были остановлены в 1941 г. рвавшиеся в Москву немецкие войска.

Более того, вы с легкостью сможете прочесть имена архитекторов этого памятника (они высечены на постаменте), но фамилия Гориккера там не упоминается.

Семен Чарный
http://www.aen.ru/index.php?page=article&category=culture&article_id=863







This information is published under GNU Free Document License (GFDL).
You should be logged in, in order to edit this article.

Discussion

Please log in / register, to leave a comment

Welcome to JewAge!
Learn about the origins of your family