From a certain point onward there is no longer any turning back. That is the point that must be reached.

Franz Kafka

Морис Шварц

 Дело М. А. Шварца началось со справки на арест, составленной по показаниям Тимофея Ивановича Грехова – начальника 3-го цеха фабрики им. Мюнценберга, арестованного экономическим отделом УНКВД ЛО «за систематическую контрреволюционную агитацию среди рабочих».

Вместе с Греховым 3 октября 1936 г. были арестованы сменный мастер того же цеха Антонина Ивановна Куликова и инспектор по качеству цеха № 3 Александр Фёдорович Соколов. От Грехова каким-то из многочисленных изощрённых способов добыли признания в том, что членами террористической организации на фабрике являются: её директор М. А. Шварц, начальник 4-го цеха М. Б. Гутман, начальник 2-го цеха М. П. Шерин, начальник ПВО Танхум Аронович Брук и зав. складом Генух Залманович Левин.

21 декабря 1936 г. врид Военного прокурора ЛВО Дмитриев дал санкцию на арест нововыявленных «террористов». Ещё раньше в связи с этим делом были арестованы бывший зам. директора фабрики им. Мюнценберга С. А. Мензило и нач. утильцеха фабрики К. Г. Стрейжис.

Ни в одном из протоколов допросов и очных ставок М. А. Шварц не подписал признание в своей виновности. Это очень редкий случай, учитывая безграничные возможности НКВД в фальсификации протоколов следствия. По окончании следствия М. А. Шварцу предъявили обвинение в том что он являлся участником организации, убившей Кирова, создал филиал этой организации у себя на фабрике, «руководил террористическими группами по подготовке совершения террористических актов над т.т. Сталиным, Ворошиловым и Ждановым», Ну и, конечно, попутно, «проводил вредительскую работу на фабрике».

В протоколе судебного заседания Выездной сессией Военной коллегии зафиксировано: «Подсудимый Шварц виновным себя не признал и отрицает все показания против него».

Т. И. Грехов в судебном заседании отказался от своих показаний, заявил, что считает их «неверными, т. к. в момент дачи этих показаний он был недостаточно здоров в умственном отношении».

По делу «контрреволюционной организации» в швейной промышленности Ленинграда 9 мая 1937 года в 1 час 35 минут ночи были расстреляны: М. Б. Гутман, М. П. Шерин, А. Ф. Соколов, С. А. Мензило, а также бывший управляющий трестом «Ленинградодежда» Л. С. Аграновский и бывший директор текстильной фабрики им. Желябова С. Н. Бограчев.

10 мая 1937 г. в 12 часов 35 минут были расстреляны К. Г. Стрейжис, Т. И. Грехов и М. А. Шварц.

Генух Залманович Левин был осужден 8 мая той же Выездной сессией Военной коллегии по ст. ст. 17-58-8; 58-11 на 10 лет тюремного заключения; по отбытии наказания 4 января 1947 г. Особым совещанием при МВД СССР был сослан на 5 лет, а 19 июля 1950 г. сослан на поселение в Красноярский край Особым совещанием при МГБ СССР с поглощением предыдущего постановления.

Дела Куликовой и Брука были выделены в отдельное производство.

Все осуждённые по делу «контрреволюционной организации» в швейной промышленности Ленинграда реабилитированы Военной коллегией Верховного суда СССР в 1957 г.

Анатолий Разумов






Article author: Анатолий Разумов
The article is about these people:   Maurice Schwartz

This information is published under GNU Free Document License (GFDL).
You should be logged in, in order to edit this article.

Discussion

Please log in / register, to leave a comment

Welcome to JewAge!
Learn about the origins of your family