...the distinction between past, present, and future is only an illusion, albeit a stubborn one

Albert Einstein

"Утомленные солнцем" большевистской культуры

"Утомленные солнцем" большевистской культуры

Среди редакторов "Орловской правды" 1930-х годов есть и такие, о которых известно крайне мало. Почему они оказались забыты? Вопрос непростой: возможно, не успели себя проявить за короткий срок, а может быть, память об их делах искусственно уничтожалась. Что, к примеру, мы знаем о руководителе газеты, имевшем совершенно необычную, годящуюся разве что для еврейского анекдота фамилию Шект-Сект? А ведь именно он был редактором "Орловской правды" в середине 1930-х...

Ефим (Хаим) Евсеевич Шект-Сект родился 19 декабря 1898 года в Минске. В коммунистическую партию вступил осенью 1920 года, в течение нескольких лет был на партийной работе в Нижегородском крае, окончил институт журналистики, в 1929-1930 гг. работал заведующим партийным отделом крупной газеты "Нижегородская правда" (центральное издание существовавшего тогда Нижегородского края), с 1931 по декабрь 1935 года - редактор республиканской "Ижевской правды". В декабре 1935 года Шекта-Секта назначили редактором "Орловской правды".
В августе 1936 года Е.Е. Шекта-Секта сняли с работы, исключили из партии, обвинили в том, что он, будучи скрытым троцкистом, "не вел борьбы против контрреволюционеров-троцкистов, не разоблачал их действий в печати. Поступающие материалы на троцкистов умышленно в газете не помещал; сознательно тормозил организацию в газете откликов рабочих и колхозников на судебный процесс по делу троцкистско-зиновьевской банды".
В протоколе допроса в НКВД одного из свидетелей отражен эпизод обвинения Шекта-Секта в антисоветской агитации:
"Вопрос: - Что вам известно о контрреволюционной троцкистской деятельности Шекта?
Ответ: - В редакцию "Орловской правды" на смерть Максима Горького поступила статья под заголовком "Мой самый любимый писатель" от гр-на Цыбарова Н.С. На эту статью 20 июня 1936 г. бывший секретарь редакции Буняев дал заголовок "Великий художник пролетариата", и это было отпечатано в оригинале. С этим заголовком оригинал пошел в типографию в набор, но окончательный заголовок этой статьи был пропущен в газете "Орловская правда" "Угасло солнце пролетарской культуры", тогда как окончательную проверку производил бывший редактор Шект. И им был допущен такой заголовок.
Вопрос: - Как понять заголовок "Угасло солнце пролетарской культуры"?
Ответ: - Это значит, что со смертью Горького пролетарская культура больше развиваться не будет в СССР".
Уникальный случай: Шекта-Секта судили в один и тот же день дважды - причем в разных городах. 23 июля 1937 года Особое Совещание при НКВД СССР назначило Е.Е.Шекту-Секту наказание по ст. 58-10 ч.1 и ст. 182 УК РСФСР - пять лет исправительно-трудовых лагерей. И в этот же день "тройкой" УНКВД Дальстроя он был приговорен к высшей мере наказания. Приговор приведён в исполнение 11 апреля 1938 года.
Та же участь выпала на долю сменившего Шекта-Секта на посту редактора "Орловской правды" Ивана Антоновича Милковского - 13 ноября 1937 года он был исключен из партии. Арестовали 25 ноября.
Из обвинительного заключения: "Управлением НКВД по Орловской области вскрыта и ликвидирована контрреволюционная правотроцкистская, террористическая, вредительская организация, проводившая активную вредительскую работу и подготовлявшая террористические акты над вождями ВКП(б) и руководителями Советского правительства.
...В начале 1937 года Милковским была организована в редакции газеты "Орловская правда" контрреволюционная, троцкистская группа в составе: секретаря редакции Казакевич, зав. партотделом - Суроедина и корреспондента "Курской правды" - Волгина.
Ставя своей задачей покрывать контрреволюционную деятельность правотроцкистской организации г. Орла, Милковский совместно с участниками данной троцкистской группы задерживал и уничтожал поступающую в редакцию корреспонденцию, разоблачающую вражескую работу участников организации, осевших в предприятиях, хозорганизациях и Соваппарате гор. Орла. Милковский сознательно задерживал опубликование материалов по выборам в Верховный Совет СССР".
Милковского обвиняли также в том, что корректором Соколовым (якобы бывшим белым офицером) в газете допускались ошибки, в том, что племянница Тухачевского Е.Н. Хитрово "нередко в контрреволюционном духе искажала смысл помещаемых в газете материалов", в том, что сотрудники редакции рассказывали анекдоты и т. д. (подробный очерк о И.А. Милковском написал В.М. Катанов, он был опубликован в "Орловской правде" в ноябре 1998 года).
Обвинения были явно голословными - например, утверждение о том, что "корректор Соколов - бывший царский офицер". Документы личного дела Соколова свидетельствуют: Евгений Федорович Соколов никогда не был офицером, он родился в семье офицера в Тверской губернии в 1897 году, его отец - капитан - умер в августе 1917 года. Окончив 2-ую орловскую гимназию, Евгений Соколов добровольцем вступил в ряды Красной Армии в 1918 году, служил в военно-реквизиционных отрядах, затем в 8-й армии и в 9-й Кубанской армии - красноармейцем, сотрудником комендатуры. Словом, вполне благонадежная для 1930-х биография... После демобилизации в 1922 году Соколов работал в орловских издательствах и типографии, с февраля 1935 года - в "Орловской правде". Человек квалифицированный и эрудированный (знал латинский, французский, немецкий, украинский языки), он, возможно, кому-то казался "белым офицером". Из-за преследований Соколов в октябре 1937 года был вынужден уйти из "Орловской правды" на работу на... заготовительное предприятие.
Впрочем, для Соколова та история закончилась относительно благополучно, а вот Милковский 16 октября 1938 года выездной сессией военной коллегии Верховного суда СССР в Орле был приговорён к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор привели в исполнение в тот же день.
Память о репрессированных журналистах всячески вытравлялась из памяти тех, кто знал их по совместной работе. Даже после смерти "виновных" всячески принижали, награждали оскорбительными эпитетами. Сразу после вала репрессий, обрушившихся на "Орловскую правду", ее редактором стал Василий Михайлович Балев - бывший преподаватель истории, секретарь парторганизации сельхозтехникума в Брянске, редактор газеты "Брянский рабочий". О "тяжелом взгляде" и неискренности В.М. Балева вспоминал давний сотрудник "Орловской правды" Виктор Малец, который вернулся в родную редакцию осенью 1937 года после службы в армии...
Балев был избран делегатом XVIII съезда ВКП(б) (делегация Орловщины на съезде насчитывала 30 человек). Достаточно красноречивыми выглядят сегодня слова из его выступления на областном совещании рабселькоров и работников печати в мае 1939 года, где как раз и обсуждались итоги съезда. Василий Михайлович заявил своим коллегам: "Враги народа - троцкистско-бухаринские и буржуазно-националистические агенты капиталистических государств, пробираясь в редакции отдельных газет, глушили сигналы трудящихся, делали всё, чтобы оторвать наши газеты от масс. Партия разгромила врагов, очистила печать от вражеского охвостья".
Партия действительно разгромила. Разгромила тех, кто мог возразить против неправильных действий, кто мог высказать мнение, отличное от официального.
К сведению читателей: И.А. Милковский был реабилитирован в 1957 году, Е.Е. Шект-Сект - в 1989-м...
Алексей КОНДРАТЕНКО. 24.06.2006
адрес http://opravda.ru/print.php?news.2875






The article is about these people: Efim Sekt

This information is published under GNU Free Document License (GFDL).
You should be logged in, in order to edit this article.

Discussion

Please log in / register, to leave a comment

Welcome to JewAge!
Learn about the origins of your family