It is easier to take a Jew out of exile than to take exile out of the Jew.

Menachem Mendel of Kotzk

Рэм Эммануилович Миникес

Родился в Томске; среднее образование получил в Степняке (начальная школа имени Ворошилова – средняя школа имени Сталина); высшее - в Новосибирске (Новосибирский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии); работал в Новосибирске (Новосибирское аэрогеодезическое предприятие, СНИИГГиМС, ПО «Инжгеодезия»).
Рэм Миникес родился и вырос в «нормальной» патриархальной советско-еврейской семье. Советской – потому, что все вокруг было советское. Его мама, Зельда Миникес[[|]], назвала его РЭМ - в духе времени (революция-электрификация-механизация), хотя к политике была абсолютно равнодушна. Отец, Эммануил Миникес, был убежденным коммунистом. Но еврейский дух в семье все-таки присутствовал. Зельда, как нормальная еврейка, на Песах всегда покупала мацу. Где она ее доставала, неизвестно. Во время войны приняла в домработницы девушку-еврейку, беженку из Бессарабии. Эммануил тоже считал, что евреи должны друг друга поддерживать. Рэм помнит, как однажды к ним пришел молодой парень-еврей, попросил у отца денег. В объяснение просьбы он сказал, что приезжал к своему отцу, сидевшему в лагере, и сейчас ему нужны деньги на обратную дорогу. Отец (этого парня) назвал в Степняке несколько евреев, которые могут дать ему деньги. Эммануил дал ему 25 рублей, а Рэму сказал, что евреи должны помогать друг другу.
На идиш в семье не говорили, потому что его родители - а тем более, папа и его братья - его не знали. Да и откуда им было его знать. Родители Рэма и до женитьбы, и после, всегда жили в русском окружении. Конечно, несколько слов на идише, самых употребительных, в семье знали. Кроме того, Зельда покупала грампластинки на идиш.

В школе (в Степняке) никакого антагонизма по национальному признаку между учениками не было. Все жили дружно: русские, украинцы, казахи, татары, кавказцы, поляки, евреи. В классе Рэма учился еще и немец. Никто из ребятишек не подвергался дискриминации, даже немец (и это во время войны!). Более того: если кто-нибудь позволял себе нелестное высказывание по поводу национальности одноклассника, это вызывало в классе дружное осуждение.
Был случай с неким Фредом (Фридрихом) Родкиным. Типичный "еврейчик", маленький, похожий на Якова Свердлова. У антисемитов он вызывал особую неприязнь из-за своего карикатурно-еврейского вида - точно как антисемиты изображали евреев. На него однажды накинулся пьяный парень-антисемит и принялся его душить. Дело было около школы во время перемены. Рэм с одноклассниками все стоят вокруг в растерянности, и только один одноклассник, украинец Толя Науменко, подскочил к ним и оторвал Мишку Ёркина (так звали этого антисемита) от Фреда.






The article is about these people:   Rem Minikes

This information is published under GNU Free Document License (GFDL).
You should be logged in, in order to edit this article.

Discussion

Please log in / register, to leave a comment

Welcome to JewAge!
Learn about the origins of your family